Новая Газета: Запасная фестивальная столица Печать
Рейтинг пользователей: / 46
ХудшийЛучший 
Прочее - Околофестивальное
Автор: Денис Воронин   
24.09.2012 20:49

embl-novgaz_305x105

9 сентября фестивалем авторской песни «А в сентябре…», прошедшим в Фестивальном парке на Мастрюковских озёрах, закончился летний нон-стоп музыкальных мероприятий на открытом воздухе. Практически ни одни выходные в Самарской области не прошли без одного или сразу нескольких достаточно крупных фестивалей. Без сомнений, в 2012 году Самарский регион укрепил свои позиции одного из самых значительных фестивальных полигонов России. Пришло время проанализировать сложившуюся ситуацию. Какие могут быть перспективы развития этой сферы в Самарской области? Как она выглядит на фоне других регионов страны в этом плане?

Немного отстаёт, но всё же солидно выглядит на фоне Москвы и северная столица с окрестностями. Буквально за несколько лет на юге России образовался ещё один крупнейший фестивальный кластер. На фестиваль Kubana жители Тамани буквально молятся. В этом году он шёл целых пять дней, а выступили на нём многочисленные хедлайнеры мирового масштаба. Такие, например, как Korn или Gogol Bordello. Не избалованный туристами запад Краснодарского края в конце июля - начале августа увидел невероятный приток приезжих – около 150 тысяч человек. Вряд ли в доме-музее Лермонтова в Тамани такое количество посетителей побывало за всё время его существования.

Самарская область является традиционным фестивальным центром для страны. Традиции многих десятков лет проведения Грушинского фестиваля обогатились новой форматной начинкой. А фестивальная карта губернии за последний десяток лет сильно преобразилась. Ну и, конечно, Волга и Жигулёвские горы – прекрасные декорации для культурных событий, которые появились раньше, чем музыка на земле. Что небезынтересно, в этом году Самарская область как принимала фестивали, переехавшие сюда из других регионов, так и экспортировала их. В 2012 году в Фестивальный парк на Мастрюковских озёрах переехал крупный байкерский фестиваль из Татарстана, а организаторы GES-fest уже второй раз провели на побережье Азовского моря клон своего первого детища A’Zov.

Интерсно, что сложившиеся сами собой ареалы фестивальных кластеров России напоминают очертаниями кластеры, сформированные из городов, где планируется провести чемпионат мира по футболу 2018 года. Самарские фестивали могут существенно обогатить культурную программу, связанную с Мундиалем, и даже помочь с его инфраструктурой. Чемпионат мира традиционно проводится с середины июня до середины июля. Значит, если Самара всё же получит право провести матчи, а фестивальные традиции региона за ближайшие 6 лет не затухнут, то на время проведения чемпионата придётся сразу три крупнейших open-air региона. Июньский «Рок над Волгой» и июльские Грушинский и GES-fest. Учитывая богатые фестивальные традиции, а также уровень и масштаб мероприятий, вне всяких сомнений, все три события будут интересны гостям губернии.

Кроме того, как раз неподалёку от аэропорта «Курумоч» на Мастрюковских озёрах располагается Фестивальный парк с достаточно развитой инфраструктурой. Не стоит думать, что все приехавшие на матчи гости смогут себе позволить проживание в пятизвёздочных номерах «Ренессанса» или Hollyday Inn. Территория фестивального парка вполне могла бы стать прекрасной дополнительной площадкой для размещения приехавших посмотреть на большой футбол гостей региона. Во всяком случае, в ходе последнего чемпионата Европы, проходившего на Украине и в Польше, размещение приехавших на матчи гостей в палаточных городках под Киевом пользовалось спросом. Не только потому, что на Украине были проблемы с гостиничным фондом, но и потому, что у не особо притязательных к уровню комфорта туристов появлялась недорогая альтернатива заселения. А уж Волжская природа и Жигули здесь, думается, никого не разочаруют.

Главное, чтобы регион к моменту проведения Мундиаля не растерял свои давние и новые фестивальные бренды, которые стали хорошо известными в России и вполне заслуживают международной славы. На примере наших северных соседей мы можем видеть фатальные последствия стратегических просчётов властей в этой области. В 2012 году Казань лишилась своего главного фестиваля, который собирал десятки тысяч гостей региона в столице Татарстана. Проходивший у стен Кремля фестиваль, собиравший, пожалуй, самых изысканных хедлайнеров мирового уровня, переехал в Пермь. Официальный повод переезда: власти Татарстана не нашли альтернативной площадки для проведения события, а на традиционном фестивальном месте идёт масштабная реконструкция перед играми Универсиады-2013, которые пройдут в Казани. Московские организаторы в лице музыканта Андрея Макаревича и промоутера Александра Чепарухина быстро нашли другой регион для проведения мероприятия. Одним из последних решений, принятых уже бывшим губернатором Пермского края Олегом Чиркуновым, стал именно перенос в Пермь «Сотворения мира». Но, несмотря на традиционный высочайший уровень организации события, фестиваль собрал на новом месте всего несколько тысяч зрителей. Количество совершенно несоизмеримое с масштабом материальных затрат и гениальных организаторских решений, вложенных в «Сотворение». Не хотелось бы, чтобы подобная история повторилась на Самарской земле. Напротив, в регионе есть достаточное количество интеллектуальных ресурсов, как собственных, так и столичных, которые смогут вывести фестивали региона на совершенно новый уровень. Была бы поддержка властей…

Вне всяких сомнений, при должной кропотливой работе можно будет объединить Грушинский фестиваль, поднять качество инфраструктуры «Рока над Волгой» и количество гостей электронного GES-fest. Потолок численности посетителей всех этих мероприятий ещё очень далёк от своего предела. Всё больше гостей приезжает на эти события, причём не только из Самары и соседних регионов. А это мощнейший импульс для развития туризма, о котором так часто говорят власти губернии. Но успехи в этой области пока более чем призрачны.

Понятно, что как фестивальная столица Самарская область в силу объективных причин не сможет конкурировать с Москвой и сопредельными регионами. Но стать запасной фестивальной столицей вполне сможет.

Прямая речь об объединении Грушинского

Интервью с Владимиром Кожекиным – музыкантом, руководителем образовательных проектов фестиваля «Платформа» на Мастрюковских озёрах.

- Уже не первый год власти пытаются приложить усилия к объединению Грушинского. В этом году, насколько я понимаю, особенно рьяно они за это взялись....

- Во-первых, для Николая Меркушкина объединение может стать особым проектом. Во-вторых, следующий Грушинский «юбилейный». Он проводится с 1968-го, но следующий считается 40-м. Потому что те фестивали, которые проходили с 1980-го по 1985-ый и где не участвовала областная власть, а значит, и Борис Кейльман, не считаются. В этом году впервые на Мастрюки на фестиваль «А в сентябре…» приехали организаторы Грушинского с Федоровки…

Завтра объявят результаты дележки субсидии за фестиваль этого года между двумя полянами. (Интервью состоялось 11 сентября. – Прим. автора.) В прошлом году нам плюнули в лицо. Планировали поделить 10 % на 90 %. После шума в Интернете поделили 30 % на 70 %. При том что у нас гораздо более затратный фестиваль. Если сейчас в итоге поделят напополам, то, возможно, минкульт серьезно решил заняться объединением.

- На прошедших выходных был диалог с людьми из Грушинского клуба. Можно ли вкратце охарактеризовать позиции сторон по поводу объединения, которого, похоже, не миновать, учитывая жёсткую позицию властей относительно фестиваля 2013 года?

- Диалога как такового не состоялось. Для начала диалога «Фёдоровка» должна признать факт шестилетнего поклёпа на Мартынова по поводу так называемого «рейдерского захвата». Поклёп держится на официальном  заявлении Кейльмана в суд, что Мартынов подделал подпись Кейльмана под учредительными документами ЗАО «Фестивальный парк». «Фёдоровские» в курсе, что заявление Кейльмана - полное враньё, но прилюдно признать, что шесть лет были не правы, - больно и стыдно. Поэтому предлагают «замять тему». Их интересует в данный момент не правда, а объединение фестиваля.

- Руководство Грушинского клуба, насколько я понимаю, на Мастрюки не приехало. По каким причинам?

- Приехали Шабанов, Зверева, Кривченко, Плотникова - это всё руководство клуба. Не приехал Кейльман, потому что, по его мифологии, поляна захвачена мафией. То есть сейчас он немного сменил показания и Егору Камоцкому рассказывал, что поляна захвачена «Единой Россией». Но смысл тот же. Не приехал Юра Карпов, потому что запретил Кейльман. Ему бы петь пришлось.

- Так какие перспективы на 2013 год? Если они приехали, значит, дело сдвинулось с мёртвой точки...

- Да. Но перспективы были на каждый год. Пока нет чёткой установки от области с чётким планом действий и ответственным за него - ничего не будет.

- То есть прямое недвусмысленное вмешательство властей - единственный путь к разрешению конфликта в сложившейся ситуации?

- Дело в том, что Мастрюки в их массе нынешняя ситуация с этого года устраивает. Область может доиграться до ситуации, когда объединять поляны станет поздно. Андрей Козловский (музыкант, член оргкомитета фестиваля «Платформа») уже говорит: «Мы протягивали руку дружбы, но теперь рука дружбы отсохла».

Необходимо только прямое, недвусмысленное вмешательство властей. Вернуть фестиваль области. Он сейчас зарегистрирован как товарный знак. А надо, чтобы он был зарегистрирован как нематериальная культурная традиция региона по терминологии ЮНЕСКО.

Автор: Андрей Кочетков, руководитель фестиваля Метафест.

Источник: http://www.novayasamara.ru/node/1666.